Сайт переехал, новый адрес: www.fern-flower.org


Нашли ошибку?

Общая методика исследования необъясненных фактов

Общая методика исследования необъясненных фактов основывается на принципах научной методологии (ссылка на статью в разделе «Философия науки»). Эта методика включает 8 этапов, для каждого из которых можно сформулировать цели, задачи, действия и выводы.
В результате каждого этапа полученная информация (будь то дополнительные свидетельства очевидцев или экспертные заключения) заносится в карточку факта в разделе «Архив». Наиболее значимая информация (итоги расследования факта или исследования лежащего в его основе феномена) оформляются в виде статьи в раздел «Исследования».

1 этап. Получение первичной информации о НОФ


Основанием для начала расследования факта является занесение его описания в раздел «Архив» сайта. В качестве источника первичной информации о НОФ могут служить, в том числе, разведывательные экспедиции.

2 этап. Первичный анализ информации о произошедшем НОФ


Исходными данными для этого этапа является сообщение о произошедшем НОФ, которое занесено в раздел «Архив» сайта. Занесенная информация анализируется членами группы со статусом «эксперт». По результатам анализа факту может быть присвоен один из статусов: «ложный» или «истинный».
Статус «ложный» присваивается факту в том случае, если из первичной информации очевидно, что факт:
  • сфабрикован «очевидцем»;
  • является непредумышленной иллюзией;
  • является известным явлением.
Для подтверждения этой оценки может быть проведен эксперимент, результаты которого должны совпадать с представленными материальными свидетельствами. Дальнейшее расследование факта, который признан ложным, не производится.
В случае, когда из предоставленной первичной информации следует, что факт не является ложным, ему присваивается статус «истинный».

3 этап. Сбор дополнительной информации


На этом этапе производится поиск дополнительной информации о факте:
  • описание и история феномена, к которому предположительно относится факт (ссылка на обзорную статью);
  • описание похожих случаев (ссылки на карточки в разделе «Архив»);
  • свидетельства других очевидцев;
  • материальные свидетельства с места происшествия и т.п.
Дополнительная информация может появляться как в результате поиска в общедоступных ресурсах (СМИ, интернет и т.п.), так и в результате проведенных исследовательских экспедиций. Все собранные данные заносятся в «Архив», для вновь обнаруженных похожих случаев заводятся отдельные карточки, ссылка на которые заносится в карточку расследуемого факта.

4 этап. Экспертная оценка и анализ дополнительной информации


На этом этапе члены группы со статусом «эксперт» повторно исследуют собранную информацию и материальные свидетельства и выдают экспертные заключения.
После этого проводится совместный анализ полученной дополнительной информации и экспертных заключений, и делаются выводы об истинности факта.
Если факт признается ложным (см. этап 2), то расследование завершается.
В том случае, если факт (или какая-то его часть) признается истинным, производится определение феномена, к которому он относится. Именно этот феномен исследуется на следующих этапах.

5 этап. Исследование феномена


На этом этапе на основе экспертных заключений строится гипотеза, объясняющая исследуемый феномен. В соответствии с этой гипотезой готовится эксперимент, позволяющий ее подтвердить или опровергнуть.
Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат. Поэтому эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.
Эксперимент может проводиться как в лабораторных условиях (что является предпочтительным), так и в ходе экспериментальной экспедиции (если провести эксперимент в лабораторных условиях невозможно). При этом просчитываются возможные варианты результатов эксперимента. Если экспериментально не удается повторить изначально описанное явление, то эксперимент считается неудачным и корректируется или повторяется до тех пор, пока явление не удастся воспроизвести многократно и описать алгоритм его воспроизведения.

6 этап. Изучение феномена


После того, как удалось добиться повторяемости явления, производится изучение порождающего его феномена. Изучаются граничные условия, при которых явление происходит; производятся попытки повторить явление в местах, удаленных от мест его изначального происхождения и т.п.
В результате этого этапа нарабатывается объем информации, достаточный для построения теории, объясняющей феномен.

7 этап. Разработка теории, объясняющей феномен


Разработка теории производится итерационно, как и исследование феномена на этапе 5. Разработанная теория должна быть строго научно описана и подтверждена результатами соответствующих экспериментов.
После окончания разработки теории она оформляется в виде статьи в разделе «Исследования» (приветствуется также публикация результатов исследования в других источниках со ссылкой на сайт Fern flower). Исследуемый феномен и все основанные на нем факты признаются объясненными.

Библиография:

  1. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира. Учеб. пособие; КГУ, Красноярск, 2001, 201с.
  2. Кохановский В. П. Диалектико-материалистический метод. - Ростов н/Д, 1992;
  3. Кравец А. С. Методология науки. - Воронеж. 1991.

Добавить комментарий

CKEditor

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.